0655.ru

Справки онлайн
79 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФНС выпустила памятку о льготах по налогу на имущество для «кадастровых» объектов

ФНС выпустила памятку о льготах по налогу на имущество для «кадастровых» объектов

При участии Михаил Пархоменко

С 2022 года будет действовать заявительный порядок предоставления льгот по налогу на имущество организаций в отношении «кадастровых» объектов. В какой срок нужно направить заявление о льготе? Можно ли платить «авансы» с учетом льготы до подачи соответствующего заявления? Нужно ли сообщить о льготе в отношении объектов, по которым налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с использованием организациями льготы по уплате налога на имущество, содержатся в письме ФНС от 02.09.21 № БС-4-21/12421@.

Нужно ли подавать заявление о льготе в отношении объектов, по которым налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости?

Заявление о льготе предназначено для объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости (новый п. 8 ст. 382 НК РФ). Для иных объектов льготы по налогу, как и ранее, заявляются (указываются) в декларации по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).

В течение 2022 года организация намерена ликвидироваться. Как заявить льготу за период с начала 2022 года до даты ликвидации?

Заявительный порядок предоставления льготы по налогу на имущество применяется, начиная с отчетности за 2022 год. Поскольку в рассматриваемом случае организация будет ликвидирована до окончания налогового периода (2022 года), то льготу нужно заявить по старым правилам, то есть в декларации по налогу на имущество.

Можно ли применять льготу при уплате «авансов» в течение налогового периода, если заявление о льготе не подано?

Налоговый кодекс не связывает уплату авансовых платежей, учитывающих льготу по налогу на имущество, с обязательной подачей заявления о льготе. Кроме того, в случае, если организация не подаст заявление о льготе или не сообщит об отказе от нее, инспекторы предоставят льготу на основании имеющихся у них данных (новый п. 8 ст. 382 НК РФ).

В какой срок необходимо направить заявление о льготе?

Налоговый кодекс не устанавливает предельный срок для подачи заявления о льготе по налогу на имущество организаций.

Может ли инспекция в отношении одного заявления направить налогоплательщику одновременно уведомление о предоставлении льготы и сообщение об отказе?

Такой вариант возможен при наличии соответствующих оснований. Например, применительно к разным периодам действия заявленной льготы или разным объектам налогообложения.

Например, в заявлении указан срок предоставления льготы с 1 января по 31 декабря 2022 года. При этом за период с 1 января по 31 мая действие льготы подтверждено (за этот период направляется уведомление о предоставлении льготы), а за период с 1 июня по 31 декабря льгота не подтверждена (за этот период направляется сообщение об отказе в предоставлении льготы).

С 2022 года вводится новый порядок предоставления льгот по налогу на имущество организаций

ФНС России информирует, что с 2022 года вводится заявительный порядок предоставления льгот по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости (Информация от 07.09.2021). Такой порядок вводится из-за отмены с 2023 года обязанности включать в декларацию по налогу на имущество организаций недвижимость, по которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость. Подробнее об этом читайте в обзоре «Имущественные налоги организаций и граждан: что поменялось в НК РФ» на нашем сайте.

С начала 2022 года российские организации, имеющие право на налоговые льготы по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, могут подать в налоговый орган по своему выбору заявление о льготе и подтверждающие документы. Форма указанного заявления, порядок ее заполнения и формат представления утверждены Приказом ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@. Форма заявления предусматривает заполнение информации о налогоплательщике, кадастровом номере объекта налогообложения, сроке предоставления льготы, ее коде из списка, реквизитах закона, по которому положена льгота, а также реквизитах документа, подтверждающего право на льготу. Лист с данными о льготе заполняется по каждому объекту отдельно, если их несколько.

По результатам рассмотрения представленного заявления налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении льготы либо мотивированное сообщение об отказе в этом способом, указанным в заявлении.

Если заявление не подавалось или налогоплательщик не сообщил об отказе от применения льготы, она будет предоставлена на основании сведений, которые есть у инспекции (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Разъяснения по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления льгот по налогу на имущество организаций направлены Письмом ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@.

В частности, ФНС пояснила, можно ли с 2022 года применять льготы при уплате авансовых платежей по налогу на имущество в течение года, если заявление о льготе не было подано. Ведомство отмечает, что глава 30 НК РФ не связывает уплату авансовых платежей по налогу, рассчитанных с учетом льготы, с обязательным представлением заявления о льготе. Поэтому авансовые платежи можно перечислять с учетом льготы без заявления. Но стоит учитывать, что если налоговый орган не располагает сведениями о праве на льготу, то в сообщении о сумме налога будет отражен рассчитанный инспекцией налог без применения налоговой льготы. Тогда, чтобы исключить недоимку по налогу, организации необходимо будет подать заявление о льготе. Однако если налоговым органом на основе полученных документов не будет предоставлена льгота, то организация несет риски последствий неуплаты (не полной уплаты) в бюджет авансовых платежей по налогу, включая пени.

Также в Письме ФНС России отметила:

Читать еще:  Можно ли частями выплачивать долг по исполнительному производству?

– заявление о льготе можно подавать начиная с налогового периода 2022 года;
– если организацию в 2022 году ликвидируют, действует прежний порядок, т.е. сообщить о льготе нужно в декларации, а не путем подачи заявления;
– предельного срока для представления в налоговый орган заявления о льготе нет;
– налоговый орган может предоставить льготу лишь на часть указанного в заявлении срока, если у него не будет подтверждения о праве на льготу за весь заявленный период. Поэтому ФНС рекомендует не торопиться подавать заявление на весь год и последующие периоды в начале 2022 года, ведь документов, которые подтверждают период льготы, может не быть.
– заявление нельзя подать через личный кабинет налогоплательщика.

На заметку: какие изменения ждут бухгалтера по налогу на имущество, расскажет Марина Климова на встрече «Новации для бухгалтера в 2022 году» 22 ноября 2021 года.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Читать еще:  Облагаются ли налогом переводы на карту Сбербанка

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

О льготах и преференциях

о действующих льготах по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, упрощенной системе налогообложения, предоставленных законодательством Свердловской области по налогам и сборам

1. По налогу на прибыль организаций,

подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации

Размер ставки

Категория налогоплательщика

Срок действия

Порядок и условия применения

вновь созданные, начиная с 1 января 2011 года на территории Свердловской области хозяйственные товарищества, хозяйственные общества или унитарные предприятия (за исключением случая создания таких юридических лиц в результате реорганизации)

в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором создано юридическое лицо

налогоплательщик должен быть зарегистрирован на территории Свердловской области как самостоятельная организация, размер складочного капитала, уставного капитала или уставного фонда на момент создания составляет не менее 10 миллионов рублей.

пп.2-1 п.1 ст. 2 Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 42-ОЗ «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области» (далее – Закон № 42-ОЗ)

резиденты особых экономических зон (далее – ОЭЗ), созданных на территории Свердловской области, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территориях ОЭЗ

В зависимости от налогового периода, в котором налогоплательщиком впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению

при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территориях ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами их территорий

пп.3 п.1 ст. 2 Закона № 42-ОЗ

налогоплательщики, имеющие статус участников приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству

в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором имущество, созданное в результате реализации приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству, поставлено на баланс в качестве основных средств.

в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности (Закон Свердловской области от 30.06.2006 № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области»)

Читать еще:  Снеговик из помпонов своими руками

пп.5 п.1 ст. 2 Закона № 42-ОЗ

налогоплательщики, являющиеся участниками специальных инвестиционных контрактов

начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации таких специальных инвестиционных контрактов, и до окончания срока действия этих специальных инвестиционных контрактов, но не позднее 2025 года включительно

специальные инвестиционные контракты, заключенные от имени Российской Федерации определенным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, в соответствии с федеральным законом, и (или) заключенные от имени Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным Правительством Свердловской области на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, в соответствии с законом Свердловской области

пп.6, пп. 7 п.1 ст. 2 Закона

налогоплательщики, имеющие статус участников приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов основных фондов

в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором налогоплательщик получил статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов основных фондов

в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности (Закон Свердловской области от 30.06.2006 № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области»)

п.4 ст. 2 Закона № 42-ОЗ

резиденты территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Свердловской области

в зависимости от налогового периода, в котором была получена первая прибыль, подлежащая налогообложению.

организации, получившие в соответствии с федеральным законом статус резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Свердловской области, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

п.5, п.6 ст. 2 Закона № 42-ОЗ

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций

Наименование льготы

Порядок и условия применения

Налогоплательщикам предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении объектов основных средств, созданных или приобретенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма.

Размер инвестиционного налогового вычета составляет не более 90 процентов суммы расходов текущего периода на цели, указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений настоящего Закона, и расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений настоящего Закона, при условии применения ставки налога на прибыль организаций в размере, составляющем 5 процентов.

Право на применение инвестиционного налогового вычета предоставляется организациям, имеющим статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма в соответствии с Областным законом «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области».

пп.1 п.1 ст. 4 Закона Свердловской области от 06.12.2018 № 145-ОЗ «О применении на территории Свердловской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» (далее – Закон № 145-ОЗ)

Налогоплательщикам предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета организациям, являющимся участниками соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Размер инвестиционного налогового вычета составляет не более 50 процентов суммы расходов текущего периода на цели, указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений настоящего Закона, и расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений настоящего Закона, при условии применения ставки налога на прибыль организаций в размере, составляющем 10 процентов.

Право на применение инвестиционного налогового вычета предоставляется организациям-участникам соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», заключенных от имени Свердловской области Правительством Свердловской области в установленном порядке, удельный вес доходов которых от осуществления одного или нескольких видов деятельности, указанных в пункте 3 статьи 4 Закона Свердловской области от 6 декабря 2018 года № 145-ОЗ, составляет в общей сумме их доходов не менее 70% и в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, составил:

в налоговом периоде, в котором организацией впервые используется право на применение инвестиционного налогового вычета, – не менее 80% размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным федерального государственного статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на прибыль организаций;

в налоговом периоде, в котором организацией во второй раз используется право на применение инвестиционного налогового вычета, – не менее 90%;

в налоговом периоде, в котором организацией в третий и последующие разы используется право на применение инвестиционного налогового вычета, – не менее размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector