0655.ru

Справки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платон» и транспортный налог в 2019 году

«Платон» и транспортный налог в 2019 году

Перечисления в систему «Платон» – расходы субъектов хозяйствования, эксплуатирующих транспортные средства, вес которых превышает отметку 12 тонн. Введение этого вида платежей обусловлено необходимостью покрытия затрат на поддержание нормальных эксплуатационных характеристик автодорог. Владельцы большегрузов платят наравне с транспортным налогом взносы в систему «Платон». Такая двойная нагрузка приходится именно на владельцев грузового транспорта с разрешенной массой от 12 тонн, потому что эти автомобили наносят больше вреда дорожному покрытию, чем легковые машины.

«Платон» 2019 – изменения

До 2019 года плательщики в систему «Платон» могли пользоваться льготами по уплате транспортного налога. Суть фискальных послаблений заключалась в том, что владельцы автотранспорта с разрешенной массой более 12 тонн, могли уменьшить сумму транспортного налога на величину уплаченных взносов в систему «Платон». Если в конкретном периоде «платоновские» отчисления оказались больше транспортного налога, налог не подлежал перечислению вовсе.

С 01.01.2019 г. данное положение ст. 361.1 НК РФ отменено – «Платон» и транспортный налог в 2019 году должны платиться владельцами большегрузного транспорта в полном объеме без взаимных корректировок. Вследствие этого фискальная нагрузка на собственников большегрузов возрастет. Дополнительных льгот для этой категории плательщиков на период с 2019 года не предусмотрено.

Пример

Компания владеет 5 машинами, разрешенная масса которых превышает предельную отметку в 12 тонн. Все автомобили используются фирмой в коммерческих целях, это означает, что субъект хозяйствования является участником системы «Платон». За 2018 год взносы за проезд по федеральным трассам общего пользования начислены в сумме 228 000 руб., а размер транспортного налога равен 37 500 руб.

По правилам, действовавшим до 2019 года, предприятие будет освобождено от уплаты налога на транспорт, но платежи в систему «Платон» должны быть осуществлены полностью. Это возможно при одном условии – если перечисления в рамках программы «Платон» по каждой машине превысили значение начисленного транспортного налога по этим же машинам, то есть сопоставлять надо платежи отдельно по каждому транспортному средству. При аналогичных начислениях по итогам 2019 года субъекту хозяйствования придется уплатить в бюджет как транспортный налог (в размере 37 500 руб.), так и платежи за проезд по дорогам общего пользования в сумме 228 000 руб.

Отчисления в систему «Платон» в 2019 и транспортный налог платятся владельцами большегрузов в полном объеме без применения налоговых льгот. Налогоплательщики, которые перешли на УСН «доходы», ощутят на себе отсутствие налоговых преференций больше, чем другие категории предприятий и ИП. Причина в том, что отмена льготы по транспортному налогу была заменена возможностью зачесть платежи за пользование дорогами в налоговой базе по прибыли. Эта норма распространяется не только на субъекты хозяйствования, применяющие ОСНО, но и на плательщиков налогов, работающих в рамках некоторых спецрежимов (ЕСХН и УСН с «доходно-расходным» объектом). Если налогоплательщик применяет УСН с объектом «доходы», ЕНВД, ПСН, налоговая база не может быть уменьшена на сумму платежей по программе «Платон».

«Платон» и налог на прибыль

В отношении налога на прибыль плата за пользование автодорогами при эксплуатации большегрузных автомобилей может быть признана отдельной расходной статьей. Такие платежи относятся к прочим затратам в соответствии со ст. 264 НК РФ. По обновленным правилам налоговую базу по прибыли можно уменьшить на сумму:

транспортного налога, исчисленного за период с 2019 года;

платежи, которые получила система «Платон» с 2019 года (начисления за предыдущие периоды не учитываются).

«Спецрежимники» на упрощенной системе (УСН) платежи в рамках программы «Платон» учитывают в затратах при условии, что налогообложению подлежит разница между доходами и расходами. На это указывают нормы пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичный алгоритм признания в налоговом учете затрат в отношении «платоновских» перечислений распространяется и на плательщиков ЕСХН (пп. 45 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Взносы в систему «Платон» в 2019 году платятся субъектами хозяйствования полностью, но все платежи могут быть отнесены в затраты, что уменьшит размер налога на прибыль. В 2018 году в затратной части можно было зачесть перечисления в рамках «Платона» только в сумме превышения взносов над начисленным транспортным налогом.

Пример

Транспортный налог рассчитан в размере 37 500 руб., а перечисления за пользование автодорогами находятся на уровне 228 000 руб. По итогам 2018 года налоговую базу по прибыли можно было уменьшить «платоновскими» перечислениями не более чем на 190 500 руб. (228 000 – 37 500). Если такие суммы начислены в 2019 году, то взносы в «Платон» 2019 года уменьшат облагаемую налогом на прибыль базу на все 228 000 руб., а не на 190 500 руб.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Система Платон и транспортный налог в 2021 году

Екатерина Соловьева

Начало 2019 года ознаменовалось не только увеличением ставки НДС, изменения затронули и систему «Платон». Среди нововведений — отмена вычета по транспортному налогу на сумму платежей в систему. Рассказываем, как владельцам большегрузов избежать ошибок при расчете необходимых отчислений в бюджет и каким образом вернуть переплату, если она образовалась.

Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2021 года?

До 31.12.2018 за собственниками большегрузного транспорта «закреплялись» два типа платежей:

  • отчисления в систему «Платон», за счет которой ремонтируются дороги;
  • региональный транспортный налог, направляемый на содержание дорог.

Кроме того, владельцы автомобилей с разрешенной max массой более 12 тонн имели возможность снизить ТН на сумму, перечисленную в «Платон».

Важно, что этим правом могли воспользоваться только собственники большегрузов, зарегистрированные в системе в качестве плательщиков ТН по данному транспортному средству (письмо налоговой службы от 11 июля 2018 года № БС-4-21/13355).

Налоговый расчет строился на следующих правилах:

  1. Учет велся по каждому автомобилю отдельно. Нельзя было уменьшить суммы налога за один грузовик на сумму взносов, уплаченных за другое транспортное средство.
  2. Уменьшение бюджетных платежей допускалось только в случае, когда в отчетном году автомобиль «изъездил» авансовые взносы в систему.
  3. При превышении платежей в «Платон» начисленного налога, плательщик полностью освобождался от обязательства. Разницу между суммой взносов и транспортным налогом разрешалось учитывать в налоговой базе по прибыли.
  4. Если оплата сбора за вред дорогам была меньше налога, в бюджет уплачивали сумму, не покрытую за счет средств, израсходованных на «Платон».
Читать еще:  Продали машину, пришёл налог – что делать и как вернуть?

С 01 января 2019 года была отменена льгота, с помощью которой автовладельцы снижали сумму транспортного налога. Кроме того, нововведения усложнили учет расходов по «Платону». Чтобы иметь возможность включить их в общие затраты, потребуется отдельно учитывать платежи в систему.

Отмена льготы по транспортному налогу: перспективы нововведения

С 2019 год размер уплаченных платежей в систему «Платон» не имеет значения для целей расчета ТН. По новым правилам, плательщики обязаны уплачивать налоги за весь имеющийся транспорт в полном объеме (письмо ФНС № БС-4-21/5227@ от 22.03.2019).

Таким образом, на всех владельцев большегрузов одновременно ложится обязанность по расчету и уплате авансовых платежей транспортного налога, а также оплата за проезд по федеральным трассам в систему «Платон».

Важно!

Статья 12.21.3 КоАП устанавливает ряд штрафов за неиспользование бортового устройства или за махинации с ним.

Порядок учета платежей в «Платон» в составе расходов по налогу на прибыль

Итак, мы уже сказали, что с 01.01.2019 отменен налоговый вычет, который ранее предоставлялся в размере платы в систему «Платон». Все суммы сейчас могут быть учтены в налогооблагаемой базе по прибыли в полном размере в составе прочих расходов.

Правило касается не только тех, кто находится на общепринятой системе налогообложения, но и всех спецрежимников.

Переплата по транспортному налогу

Факт переплаты может быть обнаружен налоговой инспекцией или самим плательщиком. По результатам сверки с бюджетом издается акт, который фиксирует размер переплаты и источники ее возникновения.

Для возврата денег потребуется предоставить контрольный расчет, первичные документы, доказательства уплаты авансовых платежей. После проверки документов ФНС примет решение о возврате или зачете. Однако при обнаружении задолженности или штрафов по иным налогам и сборам сумма излишне уплаченного ТН будет направлена на их погашение. К слову, о нюансах зачета переплаты по налогам мы подробно писали здесь.

Изменение правил налогообложения и введение новых платежей породили путаницу в расчетах многих транспортных организаций. Зачастую бухгалтер не имеет знаний или времени вести раздельный учет. Кроме того, большинство штатных бухгалтеров всеми силами стараются избегать любого взаимодействия с налоговиками и предпочитают просто «забыть» о налоговой переплате, чтобы не связываться с ее возвратом.

Среди клиентов 1C-WiseAdvice компании различных сфер, поэтому нам приходится рассчитывать не только «популярные» налоги, но и менее распространенные. Переплата тоже не проблема. Общение с налоговиками — ежедневный рутинный процесс, не представляющий для нас сложностей.

Транспортный налог и система Платон (нюансы)

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;

ВНИМАНИЕ! С 2021 года порядок уплаты транспортного налога изменился.

Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Данный порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершил. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале «Вычет на «Платон» отменяется».

В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза имел право уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

Если сумма платы в «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, последний не платился вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежала только разница.

Читать еще:  Уступка прав аренды нежилого помещения

Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представлял в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны были содержать данные:

  • о владельце транспортного средства;
  • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
  • уплате платежей.

ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

Транспортный налог за 2019 — 2021 годы

С 1 января 2019 года, как было отмечено выше, вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения, отменен. То есть на сумму платежей в «Платон» больше нельзя уменьшить сумму налога.

В связи с этим упразднено и ограничение на учет расходов по налогу на прибыль — теперь всю сумму платы в систему «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов (закон «О внесении изменений. » от 03.07.2016 № 249-ФЗ).

Какими документами подтвердить платежи в Платон, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

До 2018 года налогоплательщики не могли уменьшить налоговую базу по этому налогу на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами, зарегистрированными в системе «Платон» (п. 48.21 ст. 270, п. 2 ст. 362 НК РФ).

Итоги

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка больше никто не озвучивал. В 2019 — 2021 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему «Платон» и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в «Платон» можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.

Путин и шофер

Президент предложил компенсировать дальнобойщикам введение дорожного сбора отменой транспортного налога. Дальнобойщики «за», но им этого мало. А губернаторам, которые получают этот налог, придется тоже искать компенсации.

Президент: компромисс, а не уступка

Президент России Владимир Путин в четверг, 17 декабря, впервые высказался публично на тему дорожного сбора с большегрузов, против которого дальнобойщики протестуют уже месяц. На итоговой годовой пресс-конференции Путин не только посочувствовал «работягам», которые «вкалывают» за рулем, но и предложил вариант улаживания конфликта – проверить, если надо, систему «Платон» на предмет обоснованности расценок и прозрачности финансовых потоков (это может сделать Счетная палата) и отменить транспортный налог с тяжелых грузовиков. «Хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время – в начале года – это сделает», – сказал президент.
По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, заявление президента ложится в старую стратегию: он не уступает давлению, а оптимизирует. «Новый налог для большегрузов он оставляет, но снимает транспортный. Это выглядит компромиссом, но не уступкой, такой психологический парадокс», – говорит политолог. Он отмечает, что у российской власти есть некий принцип: отступать она не имеет права, но должна находить способы договариваться на другом поле.
Дальнобойщики требуют полной отмены системы взимания платы с грузовиков весом более 12 т за проезд по федеральным трассам. Акции протеста начались 11 ноября, за четыре дня до введения системы «Платон», и с тех пор, по подсчетам РБК, прошли как минимум в 24 регионах России. В Подмосковье бастующие водители сформировали два основных лагеря – на 91-м километре Каширского шоссе и у торгового центра «Мега Химки». Изначально они планировали провести всероссийскую акцию протеста, перекрыв МКАД 30 ноября. Однако впоследствии протестующие решили, что будут действовать строго в рамках закона и останутся на своих стоянках, где их могут найти журналисты.
Кое-чего они уже добились: 15 декабря президент подписал указ, многократно снижающий размеры штрафов за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам. За первое подобное нарушение штраф составит 5 тыс. руб., за повторное – 10 тыс. руб. Ранее размеры штрафов за неоплату проезда составляли 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн. руб. за повторное.

Губернаторы: все равно свое возьмут

Транспортный налог, который может быть отменен для большегрузов, был введен в 2003 году. В соответствии с Бюджетным кодексом 100% поступлений от него подлежит перечислению в региональные бюджеты. В январе – октябре 2015 года, согласно статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), поступления от транспортного налога выросли на 35,7% (год к году) и составили 120,6 млрд руб.
Из этой суммы большая часть – 93 млрд руб. – это поступления от физлиц, а от юрлиц – только 27,6 млрд.
Сборы транспортного налога обеспечивают в среднем 1,5% собственных доходов консолидированных региональных бюджетов (бюджетов регионов с учетом муниципалитетов). Максимальная доля транспортного налога в структуре доходов – в Московской, Вологодской, Новгородской, Владимирской областях (около 3%), а в доходах Москвы и Санкт-Петербурга, для сравнения, – 1 и 1,8%, говорит заместитель директора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов. Из этих регионов самыми проблемными (по соотношению долга и собственных доходов) он называет Вологодскую и Новгородскую области – у них задолженность превышает 75% собственных доходов.
По данным ФНС, транспортный налог с грузовиков с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (максимальная категория в разбивке ФНС) должен был принести в региональные бюджеты в 2014 году 17,5 млрд руб. – 15% всего транспортного налога. По подсчетам РБК на основе данных ФНС и Федерального казначейства, именно на большегрузы приходится более трети поступлений от транспортного налога в Калининградской, Смоленской и Магаданской областях, а также ХМАО и ЯНАО.
«Любое изъятие доходов из региональных бюджетов приведет к тому, что регионам будет сложнее выполнять свои обязательства. Либо это приведет к необходимости увеличения трансфертов из федерального бюджета», – отмечает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Губернаторы уже думают, где взять деньги. Если отменят транспортный налог для большегрузов, то территории должны получить другой источник дохода, который позволит поддерживать региональную дорожную сеть, рассуждает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Сбор транспортного налога по итогам этого года в Калужской области составит более 600 млн руб., это шестая часть регионального дорожного фонда. «Уже сейчас мы видим, что транспортные потоки [большегрузов] переориентировались на региональные дороги», – указывает губернатор. «У нас есть риски, что грузовые машины пойдут по региональным дорогам, которые не готовы сегодня к приему большегрузов», – соглашается губернатор Калининградской области Николай Цуканов, добавляя, что введение дорожного сбора с грузовиков, по его мнению, правильное.
В ноябре этого года Артамонов выступил с предложением распространить систему дорожного сбора и на дороги регионального значения (сейчас оплачивается проезд только по федеральным трассам). В разговоре с РБК он добавляет, что «теоретически» расширение дорожного сбора сможет решить проблему с потенциальным сокращением поступлений от транспортного налога. «Но над практической реализацией необходимо подумать», – говорит он. Цуканов, в свою очередь, утверждает, что вопрос о введении дорожного сбора применительно к региональным дорогам «обсуждают почти все губернаторы» регионов с разветвленной сетью дорог. По его мнению, еще один вариант решения вопроса с потенциальными выпадающими доходами от транспортного налога – это повышение акцизов на топливо.
Сейчас по Бюджетному кодексу акцизы на бензин и топливо также на 100% зачисляются в региональные бюджеты. «Стоило бы подумать о том, чтобы вообще убрать транспортный налог для всех видов транспорта, а заложить потери в цену топлива. Если транспортный налог будет отменен, но нам будет дано право по региональным дорогам аналогично федеральному закону взимать с грузовиков [плату], плюс вместо транспортного налога будет акциз через топливо, то эти вещи взаимозаменяемы. Но необходимы расчеты», – говорит Цуканов. По его словам, в начале следующего года вопрос о том, как регионам скомпенсировать выпадение по транспортному налогу, может стать темой для дискуссии на площадке Минтранса.

Читать еще:  Может ли невестка претендовать на наследство свекрови в 2022 году?

Дальнобойщики: хорошо, но мало

Опрошенные РБК перевозчики говорят, что отмена транспортного налога это хорошо, но мало.
«Сегодня транспортная компания платит три сбора: транспортный налог, топливный акциз и сбор за проезд по федеральным трассам. Все они были введены в разное время для поддержки транспортной инфраструктуры и в какой-то степени друг друга дублируют», – объяснил РБК директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic Андрей Попов. Транспортный налог должны были упразднить еще тогда, когда ввели акцизы, уверен генеральный директор «Совтрансавто» Владимир Тян: «История давняя, но как шаг навстречу бизнесу – решение хорошее».
По словам председателя совета НП «Грузавтотранс» Владимира Матягина, отмена транспортного налога облегчит нагрузку на транспортные компании несущественно: «Транспортный налог может быть от 30 тыс. до 50 тыс. руб. [на автомобиль] в год в зависимости от количества лошадиных сил; оплата за проезд по федеральным трассам намного больше». Тян из «Совтрансавто» за отмену транспортного налога, но говорит, что при активной работе в России средний взнос за машину в месяц через систему «Платон» составит примерно 10-15 тыс. руб. (120- 180 тыс. руб. в год). То есть разница между налогом и сборами через «Платон» примерно один к пяти, резюмировал он.
Примерно то же говорят дальнобойщики, протестующие на Каширке и в Химках.
«Президент рекомендовал рассмотреть отмену транспортного налога, но как это будет реализовано, мы пока не знаем», – сказал РБК представитель протестующих дальнобойщиков на Каширском шоссе Алексей Ульянов. В 2014 году президент говорил, что в ближайшие четыре года не будут вводить дополнительные нагрузки на бизнес, и тем не менее появился «Платон», напомнил дальнобойщик.
Кроме того, по словам Ульянова, отмена транспортного налога на федеральном уровне не решит ситуацию, так как за ней последует введение аналогичных сборов на региональных уровнях.
Представитель лагеря дальнобойщиков в Химках Андрей Бажутин также сказал РБК, что для прекращения протестов отмены транспортного налога недостаточно. Водители большегрузов сейчас должны платить 1,53 руб. за 1 км, с марта плата поднимется до 3,06 руб. При пробеге в среднем в 100 тыс. км в год дальнобойщики вынуждены будут отдавать 306 тыс. руб. в год, а транспортный налог для фур в среднем составляет 40 тыс. руб., объясняет он. «Заплатите 300 тыс., а 40 тыс. мы вам простим – так, что ли? Думаете, мы после этого разъедемся?» – говорит Бажутин. Он подчеркнул, что в сложившихся условиях, даже при отмене налога на транспорт, работать дальнобойщикам экономически нецелесообразно: «Какой смысл нам куда-то уезжать? Что там стоять, что здесь стоять. А здесь нас видят, слышат, мы объясняем нашу позицию».
Представитель Минтранса отказался от комментариев. Глава «Росавтодора» Роман Старовойт говорил в интервью РБК в начале декабря, что сборы не должны дублировать друг друга – после введения акцизов нужно через некоторое время отменять транспортный налог: «Я это поддерживаю: кто едет, тот и платит».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector