0655.ru

Справки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уклонению подняли ценник

Уклонению подняли ценник

Либерализация ответственности по налоговым преступлениям может ударить по крупному бизнесу

Госдума сегодня рассмотрит в третьем, итоговом чтении президентские поправки к Уголовному кодексу (УК), которые оставляют только фиксированные пороги при определении масштаба уклонения от уплаты налогов, отменяя исчисление сокрытых от бюджета сумм в процентах от всей фискальной нагрузки компании. Новый подход снижает давление не небольшие компании, но вряд ли устроит крупный бизнес, поскольку при определении масштаба уклонения уже не будет учитываться весь объем уплаченных компанией налогов. Юристы считают, что новые пороги создают условия для дробления бизнеса.

Фото: Евгений Курсков, Коммерсантъ

Фото: Евгений Курсков, Коммерсантъ

Госдума приняла во втором чтении законопроект с поправками к УК РФ по либерализации уголовной ответственности бизнеса. Одной из ключевых новелл президентского проекта стало изменение так называемых криминальных порогов сумм по налоговым преступлениям. Поясним, сейчас в ст. 199 УК РФ об уклонении от уплаты налогов организациями крупным размером признается сумма свыше 5 млн руб. за три года, если она превышает 25% всех подлежащих уплате налогов либо порог в 15 млн руб. Особо крупный размер — это более 15 млн руб. за три года, если утаенное превышает 50% всех налогов либо порог в 45 млн руб. Принятые поправки исключают исчисление в процентах и фиксируют твердые суммы: 15 млн руб. для крупного размера и 45 млн руб.— для особо крупного.

Такое снижение порогов для уголовного наказания за уклонение от уплаты налогов снижает давление на небольшие компании, но вряд ли понравится крупному бизнесу.

По информации “Ъ”, Российско-германская внешнеторговая палата в ранее направленных в Госдуму предложениях раскритиковала поправки. В палате считают, что исключение исчисления недоимки в процентах не учитывает вклада налогоплательщиков в наполнение бюджетов и масштабов бизнеса. Новые пороги, по мнению ассоциации, «означают, что небольшие компании могут уклоняться от уплаты налогов безнаказанно». «Если это форма поддержки малого бизнеса, то чрезвычайно опасная: во-первых, она создает дополнительные стимулы для дробления компаний и перерегистрации бизнеса на все новые юридические лица, во-вторых, формирует у начинающих предпринимателей привычку не платить налоги любыми способами, своего рода налоговый нигилизм»,— утверждается в обращении палаты в Госдуму.

По мнению советника налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Александра Ерасова, для достижения поставленной президентом задачи по уменьшению уголовно-правового давления на бизнес было бы важно исключить исчисление порогов именно в твердых суммах.

«Более правильным является подход, при котором криминальные пороги недоимки рассчитываются с учетом сумм, которые уплачиваются конкретным налогоплательщиком,— сказал он “Ъ”.— Одно дело не заплатить налогов на 45 млн руб. из 45 млн руб. положенных, другое — если речь идет о неуплате 45 млн из 1 млрд». По словам эксперта, новые нормы приведут к тому, что крупный бизнес, у которого гораздо проще найти превышение пороговой сумму, будет подвергаться большему уголовно-правовому давлению. «Корректнее, да и в итоге выгоднее для бюджета будет сфокусировать ресурсы правоохранительных органов на борьбе с теми, кто не платит налоги, и не преследовать тех, кто их и так платит в значительных объемах»,— считает Александр Ерасов.

Укрытые налоги можно будет возместить в ходе суда

Партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская согласна, что поправки едва ли можно считать смягчением ответственности. По ее словам, логичнее увеличить минимальные фиксированные пороги при сохранении оборотных. «Отказ от оборотных порогов меньше всего отвечает интересам крупного бизнеса — при миллиардных налоговых отчислениях суммы в несколько десятков миллионов не так существенны, но при этом могут повлечь уголовную ответственность»,— замечает она. Александра Амбрасовская также считает, что если уж отказываться от какого-то критерия уклонения, то логичнее сделать это в отношении фиксированных сумм.

Освободиться от уголовной ответственности за налоговое преступление стало проще

Каждому предпринимателю известно, что неверное бизнес-решение может повлечь за собой не только налоговую ответственность в виде штрафов и пени, но и уголовную. В октябре этого года были внесены изменения в ч. 1 ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) 1 , которая устанавливает порядок прекращения уголовного преследования в связи с возмещением ущерба в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 198–199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

О каких преступлениях идет речь в обновленной статье УПК РФ и как за них наказывают?

В ст. 28.1 УПК РФ упоминается несколько статей: ст. 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение физлица и организации от уплаты налогов, сборов и страховых взносов; ст. 199.1 УК РФ – за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов; ст. 199.3 и 199.4 УК РФ – за уклонение физлица и организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.

Читать еще:  Налоговый вычет срок давности

Под уклонением от уплаты налогов, сборов и страховых взносов понимается непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов либо указание в них заведомо ложных сведений. Ответственность за это преступление для физлиц, в том числе ИП, предусмотрена ст. 198 УК РФ: за совершение деяния в крупном размере наименее строгое наказание – штраф от 100 тыс. руб., самое строгое – лишение свободы на срок до года. Если деяние совершено в особо крупном размере, могут назначить штраф от 200 тыс. руб., а максимальным будет наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. В данном случае крупный размер – это сумма налогов, сборов и страховых взносов, превышающая 2,7 млн руб. за три финансовых года подряд, особо крупный – более 13,5 млн руб. за тот же период.

Ответственность за то же преступление для организаций предусмотрена ст. 199 УК РФ: может быть наложен штраф от 100 тыс. руб., а самым строгим наказанием будет лишение свободы на срок до 2 лет, при этом могут запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если это деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, возможный минимальный штраф увеличится – от 200 тыс. руб., а свободы могут лишить на 6 лет. Налог или сбор считается не уплаченным организацией в крупном размере, если сумма превышает 15 млн руб. за три финансовых года подряд, особо крупный размер – это более 45 млн руб. за тот же период.

Если организация умышленно не платила налоги и сборы, не подавала документы или включала в них заведомо ложные сведения, то к ответственности привлекают должностных лиц, которые должны были отвечать за полную и своевременную уплату налогов, подписывали отчетность и подавали ее в инспекцию. Такими лицами могут быть 2 :

  • руководитель организации;
  • другой сотрудник, который уполномочен подписывать и представлять отчетность (например, главный бухгалтер);
  • человек, который не является руководителем, но фактически выполняет его обязанности.

Причина привлечения к уголовной ответственности – умысел

Проводя предварительное расследование по уголовному делу, следственные органы должны доказать, что деяние было совершено с прямым умыслом, а именно с целью уклонения от уплаты налогов и сборов.

Способами уклонения от уплаты налогов являются умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений и умышленное их непредставление 3 . При этом лицо, совершившее налоговое преступление, осознает общественную опасность своего действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2003 г. № 9-П указал, что предусматривается «уголовная ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил».

Таким образом, причиной привлечения к уголовной ответственности не может быть ненамеренная неуплата налогов и страховых взносов, например случайная арифметическая (техническая) ошибка, ошибка в бухгалтерской программе, методологическая ошибка при исчислении налога.

Отметим, что Налоговый кодекс, в отличие от Уголовного, при квалификации налогового правонарушения допускает как вину в форме умысла, так и неосторожность (ст. 110 НК РФ).

Что изменилось после внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс?

В ст. 76.1 УК РФ указано, что если налоговое преступление совершено впервые, то виновные могут быть освобождены от уголовной ответственности. Для этого нужно полностью погасить недоимку, уплатить пени и штраф. Согласно прежней редакции ст. 28.1 УПК РФ суд, а также следователь прекращает уголовное преследование, если причиненный бюджетной системе ущерб был возмещен в полном объеме до назначения судебного заседания.

Ранее полное возмещение ущерба, произведенное уже после назначения судом первой инстанции судебного заседания, признавалось судами обстоятельством, лишь смягчающим наказание 4 . Это ставило в неравное правовое положение тех, кто возместил ущерб в ходе судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату, перед теми, кто возместил его чуть раньше, до назначения судебного заседания. К тому же такой порядок не мотивировал добровольно загладить причиненный преступлением вред.

После внесения поправок в УПК РФ были исключены слова «до назначения судебного заседания». Теперь уголовное преследование прекращается, если ущерб возмещен в полном объеме до вынесения судом решения. То есть избежать уголовной ответственности за неуплату налога теперь удастся, даже если лицо, которое совершило налоговое преступление впервые, компенсирует ущерб уже в ходе судебного заседания.

Налоговый комплаенс как инструмент уменьшения рисков привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям

Налоговый комплаенс – это комплекс мер по оценке налоговых рисков. Он позволяет выявить ошибки при исчислении налогов и сборов, оценить вероятность назначения налоговой проверки, проконтролировать соблюдение критериев должной осмотрительности, проверить поставщиков на добросовестность и т.д. Процедуры налогового комплаенса помогут точно узнать, насколько рискованна применяемая организацией хозяйственная модель. А главное, после проведения таких процедур можно будет выработать план мероприятий для нивелирования рисков и предотвращения возможных негативных последствий, в том числе привлечения к уголовной ответственности.

Читать еще:  Учет основных средства при УСН доходы и при УСН доходы минус расходы

Рассмотрим пример. Небольшое ООО решило проанализировать, насколько рискованна применяемая им модель хозяйственных отношений с точки зрения ст. 54.1. НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»). Общество обратилось к сторонним налоговым консультантам. Они предложили провести проверку, при которой выявляются, оцениваются и нивелируются налоговые риски на предприятии. Особенность этой процедуры налогового комплаенса заключается в том, что критериев налоговых рисков по ст. 54.1 в Налоговом кодексе нет. Для определения подобных рисков используются методики, основанные в том числе на опыте сопровождения налоговых проверок и анализе арбитражной практики.

После проведения запланированной комплаенс-процедуры стало ясно, что в зоне риска оказались хозяйственные взаимоотношения организации с индивидуальными предпринимателями. В случае проверки налоговый орган мог переквалифицировать гражданско-правовые договоры с ИП в трудовые и доначислить страховые взносы и штрафы. Такой риск возник из-за ошибок в формулировках условий договоров и оформлении первичных документов.

(Налоговый орган может переквалифицировать гражданско-правовые договоры с самозанятыми в трудовые и доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались с даты заключения договоров. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности. Почему это возможно и как этого избежать – читайте в статье «Самозанятость: нюансы нового налогового режима»).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

2 Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления».

3 Пункт 4 того же постановления.

4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. № 48; Апелляционное определение Московского городского суда от 28 мая 2018 г. по делу № 33-23278/2018; Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2020 г. по делу № 77-776/2020.

Уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 198 УК РФ).

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении гражданином обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции Российской Федерации, платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Объект преступления – установленный порядок уплаты физическими лицами налогов и (или) сборов.

Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии) – уклонении от уплаты налогов и (или) сборов, как непредставление налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным и включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Субъект преступления – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налогов в органы налоговой службы декларацию о доходах и иные документы, а также выплачивать соответствующие сборы.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов в крупном (особо крупном) размере. Цель действий (бездействия) – полностью или частично не уплатить налоги и (или) сборы.

Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога или сбора за соответствующий период в срок, установленный законодательством. Состав преступления материальный.

Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей.

Читать еще:  Ступичные подшипники для грузовиков

Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Квалифицирующий признак – совершение преступления в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч.2 ст.198 УК РФ).

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

В соответствии с Примечанием к статье, лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Поиск по тегу «уклонение»

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 44-летнего бывшего директора организации, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, совершённое в крупном размере).

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией, в особо крупном размере).

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл в 2020 году расследовано 32 уголовных дела в отношении жителей республики, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ.

Собранные следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 34-летнему бывшему генеральному директору общества с ограниченной ответственностью. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, совершённое в крупном размере), ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложных документов).

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 38-летнего директора организации, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, совершённое в крупном размере), ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложных документов).

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл возбуждено уголовное дело в отношении индивидуального предпринимателя, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в крупном размере).

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 51-летнего директора двух организаций, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере – 2 эпизода).

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от уплаты налогов в крупном размере).

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 60-летнего директора организации, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере).

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 43-летнего директора организации, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере).

Уважаемые родители (законные представители)! Будьте бдительны и соблюдайте меры предосторожности для недопущения гибели детей в результате утопления в водоемах!

О работе приемной следственного управления СК России по Республике Марий Эл в социальной сети «ВКонтакте»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector